![05 05](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_05.jpg)
![08 08](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_08.jpg)
![07 07](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_07.jpg)
![02 02](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_02.jpg)
![10 10](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_10.jpg)
![14 14](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_14.jpg)
![13 13](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_13.jpg)
![06 06](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_06.jpg)
![12 12](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_12.jpg)
![09 09](/wp-content/gallery/gallery0/thumbs/thumbs_09.jpg)
В этом году исполняется 130 лет со времени начала восстания 60 богатырей. По прошествии более чем века в обществе не утихают споры о том, кем же они все-таки были: положительными героями освободительного движения или скотокрадами-кайгалами.
Историки-исследователи оценивают события 130-летней давности, связанные с восстанием шестидесяти богатырей, как один из важнейших этапов в истории Тувы. Первый сход 16-ти недовольных аратов состоялся летом 1883 года у реки Чыргакы, на котором было решено сплотиться и не платить дань, не выполнять указания феодалов. Впоследствии к ним присоединились араты из Овюра, Чаа-Холя, соседнего Алтая, численность которых достигала 200-300 человек. Недовольные кайгалы крали скот у особо жестоких богачей, раздавали бедным. Нойоны в свою очередь устраивали засады, завязывались перестрелки, в которых гибли люди. Расправа над восставшими кайгалами была жесточайшей – они испытали на себе все 9 видов наказаний эрээ, в числе которых забивание палок под ногти, ношение досок на шее, удары по щекам мешками, наполненными песком. Высшей мерой наказания являлось отрубание головы. В назидание другим головы кайгалов вывешивались на видное место и специально охранялись, чтобы никто не мог их похоронить.
Это был первый опыт классовой борьбы против гнета иностранных поработителей и местных феодалов.
Впервые шестьдесят восставших были названы «60 богатырями» в 1941 году. По поручению Правительства Тувинской Народной Республики началась исследовательская работа. Принято решение об открытии исторического музея. Появилась постановка Виктора Кок-оола «Самбажык». В 1942 году национальный музей республики назван в честь 60 богатырей.
К тематическим материалам современности относятся драма Эдуарда Мижита «Кара-Дагнын казыргызы» — «Смерч Кара-Дага», картины известных художников, сборник исторических документов и другие материалы. В селе Алдан-Маадыр Сут-Хольского кожууна – родине восставших, открыт филиал национального музея, который также назван в честь героев того времени. Сегодня, чтобы исключить такую одноименность обсуждается вопрос о переименовании национального музея имени 60-ти богатырей в национальный музей. Музей в селе Алдан-Маадыр сохранит свое название.
Празднование юбилейной даты состоится нынешней осенью на родине народных героев-революционеров.
Чечена Булытова